" /> С 27 июня арт-галерея Dias представит незаурядное событие в культурной жизни Иркутска: персональную выставку Алексея Филатова «SEE YOU». Из Владивостока на Иркутск «обрушится волна» абсолютно неформатной живописи.
" />
Персональная выставка Алексея Филатова «SEE YOU»* обрушилась на Иркутск из Владивостока волной абсолютно неформатной живописи.
В каждом из 80 полотен есть отзвук провокации и доли непроизвольного шокирования зрителя. Эксперименты с формой и цветом - это диалог со зрителем на эмоциональном и интуитивном уровнях. Что остается от искусства, если от него отнять смысл и форму? Чистая живопись, созданная на уровне подсознания, с трудом переводимая на вербальный язык общения. Художник предельно откровенен в своем выражении, чего и ожидает в ответ. Не всегда признанный, а иногда и откровенно запрещенный, Мастер, тем не менее, говорит на современном языке метафизики, более знакомом молодому поколению.
Живопись Алексея во многом символична и архетипична. Начнем с того, что один из переводов названия выставки означает «я тебя вижу». Автор видит своего зрителя, он становится к нему лицом к лицу, он старается отразить то, что диктует эпоха. Здесь есть место и философскому размышлению о месте человека в мире и в вечности, и экспериментам над формой в обход смысловых нагрузок. Изображение глаз встречается не раз на просторах его полотен и не всегда в тех местах, где им положено быть. При обращении к трактовке их символики мы встретим множество интерпретаций: от позитивного образа глаза Ра и око Гора – как атрибутов власти, силы и мощи всевидящего божества египтян, их кураторство своих цивилизаций людей. Так и негативного: взгляда медузы Горгоны или Василиска, гоголевского Вия, всевидящее око Саурона («Властелин колец» Толкиена). Способность с помощью внутреннего зла транслируемого через глаза влиять и разрушать – легла в понятие «дурного глаза», сглаза-порчи.
В какой-то мере автор соединяет и синтезирует символы различных культур. Одной из центральных тем выставки является человеческий череп.
Если отбросить клише и стереотипы, то в культурах Мексики, Европы, Восточных государств этот символ имеет позитивный смысл. В европейской живописи череп являлся аллюзией на иллюзорность бытия. Художники использовали его чтобы подчеркнуть скоротечность жизни, дать зрителю лишнее напоминание о смерти и временности присутствия на земле. В древнем Риме череп с костями символизировал победу над смертью, символ использовался воинами во время триумфальных победных шествий, и всегда сопровождался латинской фразой, ставшей в наше время крылатым выражением: «Memento mori» («Помни, что ты смертный»). В Средневековье художники отводят особое место изображением «плясок смерти» — хороводов, которых смерть, в виде многочисленных весело настроенных скелетов, водит с сильными и слабыми мира сего: королями, и епископами, и купцами, и простыми крестьянами. Перед смертью все равны, и власть, богатство и почет не спасут от могилы. В Голландии XVII века возник тип натюрмортов, получивший название «ванитас» (от латинского vanitas - «суета», «тщета»). Среди атрибутов хорошей и счастливой жизни — сочных фруктов, вина и сластей, среди символов плодотворной деятельности в науке и искусствах, словом, среди всего, что окружает человека, ненавязчиво затаивался и череп. Его присутствие мы наблюдаем и у художников ХХ века, в частности, у Сезанна, Пикассо и Дали. Со времен палеолита череп рассматривается как вместилище души, жизни существа и наделяется особой ритуальной ценностью. У кельтов он почитался в качестве средоточия священной силы, которая защищала человека от неблагоприятных сил и даровала здоровье и богатство. Череп - атрибут индуистских отшельников, знак их отречения от мира на пути к спасению. Череп выступает атрибутом грозных божеств тибетского пантеона. Даосских бессмертных (сянь) часто изображают с непомерно разросшимся черепом - знак того, что они накопили в своем мозгу огромное количество энергии ян.
Что касается образа свиньи, который зачастую проскальзывает на полотнах Алексея Филатова, то здесь также открывается обширное поле для трактовок символа. В античном мире свиноматка воспринималась как символ плодородия – это священное животное Исиды в Египте, богини земледелия Цереры в Греции и Деметры в Риме. Среди американских индейцев свинья воспринимается как подательница дождя, который оплодотворяет землю. У кельтов свинья была связана одновременно с богиней-свиноматкой Керидвен, «Белой старухой», и лунарной богиней плодородия Феа; и она вскармливала богов. Для индусов свиноматка олицетворяет женский аспект Вишну – Ваджраварахи. Черная свинья, напротив, существо зловещее; в Древнем Египте – священное животное Сета. В греческой, хеттской и скандинавской мифологии широко распространен мотив превращения человека в вепря. Такое наказание грешники получают за свои проступки. В христианстве символ вепря обретает негативные черты. Тут он ассоциируется с дикостью, необузданной слепой силой, жестокостью, похотливостью и чревоугодием. Его также связывают с дьяволом, темными силами. Сочетание двух архетипичных символов порождают контраст радости и страха погружают в мир эмоций, которые могут освобождать и дарить ощущение свободы, которую мы все ощущаем, оставаясь наедине с самим собою.
Моженкова М.С.
Искусствовед
Филатов Алексей Геннадьевич, 1968 года рождения.
Родился в городе Киселёвске, Кемеровской области.
До службы в армии в (1986-88) закончил первый курс Кемеровского художественного училища. С 1988-1991 – закончил Владивостокское Художественное училище.
В 1992-1994 годы обучался в ДВПИИ у Гончаренко В.А., Максимова В. и Погребняка В.
С 2012 года Член СХ России.
Член правления СХ России Приморского отделения Владивостока.
*See you (англ.) – увидимся, я тебя вижу.