7 февраля 2020 года начинает работу выставка «ОТ ПОРОГА НАЧИНАЮТСЯ ДОРОГИ» иркутского художника Елены Салтыковой в арт-галерее «Диас» по адресу ул. Седова, 40. На выставке будет представлено более 70-ти работ, посвященных природе, мироощущению и мимолетности бытия. Взглянув на произведения, зритель может почувствовать жар пустыни Гоби в Монголии, ощутить свежесть байкальского бриза и знойность солнца Балканского полуострова. 

" /> Выставки "От порога начинаются дороги"

Выставки "От порога начинаются дороги"

Замечательный живописец и график Елена Аполлинарьевна Салтыкова вновь приготовила иркутянам и гостям города творческий подарок. «От порога начинаются дороги» - это выставка-повествование о путешествиях автора, путевые заметки и зарисовки, впечатления от мест и встреч.

Более 70-ти работ раскроют перед зрителем своеобразную карту мира, где тесно переплетены красота природы, человеческие судьбы и философский взгляд художника.

Искусство Елены Салтыковой является достойным продолжением реалистических тенденций иркутской художественной школы, которые были сформированы ещё в середине прошлого века. Выпускница Иркутского училища искусств по специальности «живопись», а также выпускница Иркутского педагогического университета, кафедры изобразительного искусства графического отделения, она училась у Заслуженного художника РФ А.С. Шипицына и Заслуженного художника РФ С.И. Казанцева.

На выставке представлено несколько жанров. Самым многочисленным среди которых является пейзаж.

Городской пейзаж чаще всего обращается к исторической архитектуре Иркутска, местным достопримечательностям. Работы среднего или малого формата имеют не только художественное, но и историческое значение, так как документируют реальность, подчас безвозвратно разрушаемую временем.

Природа на полотнах художницы выступает как самостоятельный персонаж, не всегда покорный человеку. Стихия противопоставляется социуму или конкретному персонажу. Тревожным лейтмотивом звучит тема экологии и взаимоотношения мира с человеком. Зачастую в пейзажах Елены встречается образы церкви или погоста, что символизирует связь с предками, духовную целостность былого и настоящего.

Отдельно следует упомянуть интересную тенденцию видоизменения привычной палитры у художников после пленэров в Монголию. Другая световоздушная среда вызывает склонность к использованию чистых локальных цветов, иногда изображая реальность в несколько сверхкрасочном восприятии.

Жанр натюрморта для Елены Аполлинарьевны – это способ поразмышлять и пофилософствовать. На первом плане не эффектное эстетическое решение, а размышления о жизни, пропущенные сквозь призму опыта, и выполненные с благородством и деликатностью.

Бытовой жанр представлен так, что заставляет взглянуть на бытовые ситуации под необычным углом зрения. Кто-то скажет, что этому приему не одно столетие, но он остается актуален до сих пор. Так, вспомним восхитительные картины «малых голландцев», где к процветанию бытового жанра привело политическое влияние и географическое положение территории, формирующие менталитет нации. Да, бывают времена, когда человеческая сущность жаждет великих потрясений, катарсиса и даже трансцендентного влияния искусства, но более тонкие ценители (как среди зрителей, так и среди творцов) всегда будут обращаться к обыденности, раз за разом давая ей свою интерпретацию, открывая все новые и новые слои восприятия.

Живопись художницы свободна от социального пафоса и декоративной эффектности. В какой-то мере по-женски деликатно и ненавязчиво она держит диалог со зрителем казалось бы на повседневные темы, но на самом деле беседуя о вечном и сакральном. Ведь именно женщина испокон времен является хранительницей очага. И кто как не женщина-творец поддерживает духовный огонь и связь поколений, сберегая, созидая и преумножая культурное наследие. Хочется отметить, что свою творческую свободу Елена Аполлинарьевна использует для экспериментов с сюжетами. Нет, это не попытка ухода от реальности, а одна из ее интерпретаций. Как будто художница говорит нам, что мир не всегда серьезен и реален, в нем есть место и чудесам. Мир предметов и мир духов переплетен прочно и надолго.

Творчество Елены Салтыковой несомненно является достойным продолжением иркутской художественной школы в XXI веке, но, вбирая все лучшее (колорит, сюжеты и прочее), тем не менее, привносит свое авторское видение современности, ее красоты и боли. Суровые сибирские пейзажи наполняются сакральностью, сшивая духовной нитью грядущее с прошедшим. Натюрморты дадут не один повод поразмышлять как над миром предметов, так и над собственным месте в этом мире.

В настоящее время Елена Аполлинарьевна активно принимает участие в городских, региональных и международных выставках и проектах. Кроме этого, ведет изостудию при арт-галерее «Диас», где с удовольствием учатся искусству живописи и графики не только дети, но и взрослые.