Сергей Брюханов – российский художник уральского происхождения, живущий с 2003 года в Москве. Он – заметный представитель "нижнетагильской художественной аномалии", породившей целое созвездие ярких художественных имен. На выставке в Иркутске представлена живопись Брюханова последних лет.

" /> Выставка "Краска и небо" С. Брюханова (Москва)

Выставка "Краска и небо" С. Брюханова (Москва)

Сергей Брюханов – российский художник уральского происхождения, живущий с 2003 года в Москве. Он – заметный представитель "нижнетагильской художественной аномалии", породившей целое созвездие ярких художественных имен. Среди них – Арон Зинштейн (Санкт-Петербург), Валерий Руппель (Бишкек), Владимир Наседкин (Москва), Татьяна Баданина (Москва), Евгений Уманский (Калининград), Владимир Зуев (Нижний Тагил) и др. Сергей Брюханов – личность многоплановая: он и художник, и куратор, и отчасти философ. Много и интересно он работал в поле контемпорари-арта – создавал объекты и инсталляции, делал видео. Его остроумный проект "Академия Уральской любви", реализованный почти 20 лет назад, до сих продолжает сетевую жизнь. Занимаясь современным искусством, Сергей никогда не прерывал и ежедневную практику в живописи и графике. Причем обе эти практики не противопоставлены друг другу, а являются скорее взаимодополняющими инструментами выражения единой авторской проблематики, одного творческого поиска, имеющего и визуальные и духовные составляющие.

В какой-то мере Брюханов – художник – паломник, стяжатель ускользающей гармонии, гуру. Не только потому, что он участвовал в арт-экспедиции на Гималаи и в Тибет, и многократно проводил авторские мастер-классы живописи в Греции, а потому целью своего путешествия через жизнь считает не просто изготовление красивых арт-изделий, например, картин, а обретение и выражение определенного состояния души. По словам художника, ему интересен момент перехода красочной материи как физической субстанции в состояние художественного образа. Его сверхзадача - "нарисовать неизображаемое". Как художник, работающий на грани абстрактного и предметного, он пишет не буквально увиденную окружающую действительность, а скорее - её ощущение, ее образ, возникающий во внутреннем мире. В отличие от ранних классиков абстракционизма он не увлечен отвлеченной символикой цвета, напротив, для него важно "восстановление связности земли и краски", реальности и языка живописи. В его работах реальность задает параметры в самодостаточной игре языка абстрактного искусства.

В индивидуальной манере Брюханова ощущается опыт предшествующих поколений художников, ему не чуждо свободное комбиринование отдельных элементов экспрессионизма и геометризма, метафизической живописи и коллажа, но все это органично, все это объединено характерной авторской оптикой. В плане ремесла, в плане особенностей языка художник говорит про себя: "Я – ловец цветовых ощущений", занимаюсь "живописью цветовых полей". Цвет, свет и живописная фактура имеют для него не меньшее значение, чем сюжет в натуралистическом искусстве. Как художник он наблюдает и переформатирует в своих работах мир в поисках устойчивого равновесия, "душевного спокойствия и гармонии". Его работам присуще тихое обаяние сдержанного колорита и созерцательная глубина. На выставке в Иркутске представлена живопись Брюханова последних лет. На его счету огромное количество выставок, из них более 30 персональные. Произведения Сергея Брюханова хранятся в собраниях Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Министерства культуры РФ, а также во многих государственных и частных коллекциях в стране и за рубежом. Биография Брюханова включена в сборник биографий "2000 выдающихся художников и дизайнеров ХХ века" International Biographical Centre (Кембридж, 2001, Великобритания).