С 30 августа в залах арт-галереи Диас начала работу ПЕРВАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА ЭМАЛИ. Впервые за всю историю отделения Российской академии художеств в Иркутске будут представлены произведения ведущих художников-эмальеров Урала, Сибири и Дальнего Востока.

" /> С 30 августа в залах арт-галереи Диас начала работу ПЕРВАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА ЭМАЛИ. Впервые за всю историю отделения Российской академии художеств в Иркутске будут представлены произведения ведущих художников-эмальеров Урала, Сибири и Дальнего Востока.

" /> I академическая выставка эмали

I академическая выставка эмали

С 30 августа в залах арт-галереи Диас начала работу ПЕРВАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА ЭМАЛИ. Впервые за всю историю отделения Российской академии художеств в Иркутске будут представлены произведения ведущих художников-эмальеров Урала, Сибири и Дальнего Востока. Это Борис Клочков, Инна Лемонова, Софья Хабибуллина и Наталья Чухловина (Екатеринбург), Алёна Залуцкая (Новосибирск), Татьяна Колточихина (Омск), Антон Тырышкин (Красноярск), Валерий Леватаев (Комсомольск-на-Амуре). Иркутянам и гостям города представляется уникальная возможность насладиться красотой и разнообразием одной из самых редких и необычных техник, существующих в мировом искусстве.

Техника эмали зародилась около 3500 лет до Нашей эры на Кипре и в Древнем Египте, где использовалась в основном для изготовления ювелирных украшений. Прекрасные эмалевые иконы и обложки церковных книг создавались в Византийской империи. Через Византию эмаль проникла в страны Западной Европы, Древнюю Русь и далее на Восток. Своеобразные стилистики в работе с эмалью выработали китайские и японские мастера. В Европе славились эмалевые изделия из французского Лиможа. В целом, наибольший расцвет этой техники пришелся на XVI – XVII века, новый импульс эмали в искусстве стиля модерн на рубеже XIX – XX столетий придало развитие химии, позволившее достичь большего цветового и фактурного разнообразия. Тем не менее, искусство эмали всегда было элитарным и дорогостоящим, а сфера его применения на протяжении многих веков ограничивалась декорированием ювелирных украшений, церковной и бытовой утвари. Новое рождение эмали происходит во второй половине XX – начале XXI века, когда она выходит за пределы прикладного предназначения и обретает черты самостоятельного художественного явления, возросшего на синтезе декоративно-прикладного искусства и станковой живописи. В России это связано с основанием в Ярославле в 1992 г. центра «Эмалис», возглавляемого Александром Карих. Другими центрами притяжения для художников-эмальеров стали мастерские Николая Вдовкина в Минеральных Водах и Валерия Леватаева в Комсомольске-на-Амуре. Все больше авторов, увлеченных этой техникой, становится в Санкт-Петербурге, Москве и Екатеринбурге, в 2000-е годы эмаль постепенно завоевывает и Сибирь. Однако, искусство эмали сохраняет свою элитарность и вряд ли достигнет популярности, сравнимой с такими техниками живописи, как масло или акварель.

Причина заключается не только в том, что создание произведений горячей эмали сложно технически, требует много времени и дорогостоящих материалов. Наибольшую сложность представляет сам процесс, потому что заранее невозможно предсказать, как изменится первоначальный цвет, какой будет фактура поверхности, и вообще, получится работа, или будет безнадежно испорчена в результате какой-нибудь ничтожной ошибки. Говоря упрощённо, изображение получается с помощью нанесенных на металлическую пластину, чаще всего, медную, специальных пигментов на основе оксидов и диоксидов металлов. После обжига при температуре от 700 до 900 градусов по Цельсию пигменты сплавляются с основой, изменяют свой цвет и приобретают структуру, напоминающую стекло. Каждый новый цветовой слой требует нового обжига, каковых может до сотни, если не больше. При этом у каждого художника есть свои приемы и секреты, например, особые добавки и присадки к пигментам, свои способы их нанесения на поверхность, разные температуры нагрева и так далее. Все это требует большого практического опыта, но и он не гарантирует от неожиданностей, потому что, в отличие от живописи красками, физические и химические процессы, в горниле которых рождается эмаль, не поддаются полному контролю. В результате каждое произведение становится и единственным в своем роде. Увидеть же в одном выставочном пространстве работы лучших мастеров эмали – бесценная и уникальная возможность, которой обязательно нужно воспользоваться.