1 августа в залах арт-галереи DiaS начала свою работу выставка художников из Владивостока Лидии Козьминой и Олега Подскочина. В экспозиции представлены более 50 живописных и графических произведений, объединенные общим интересом к классическому искусству, уважением к хорошему литературному тексту, стремлением найти творческие ориентиры, сверяясь с эпохами, в которых жили и творили великие личности.

" /> Выставка "Вслед за Посейдоном" О. Подскочин и Л. Козьмина (Владивосток)

Выставка "Вслед за Посейдоном" О. Подскочин и Л. Козьмина (Владивосток)

Выставка художников из Владивостока Лидии Козьминой и Олега Подскочина ассоциативно связана и с территорией, где проживают художники, и с гуманистическим идеалом, который формировался в период Золотого века человечества. В произведениях Л. Козьминой и О. Подскочина отчетливо проявлен миф, в котором запечатлены герои исторических эпох и античных легенд, сказочные существа, фольклорные персонажи. Сюжетика произведений полна зашифрованного смысла и обращена к вдумчивому и обладающему фантазией зрителю. Побережье океана, в котором категории времени и пространства, рассматриваемые в философии как предельно общие абстракции, придает им особое измерение. Время становится вечностью, а пространство не имеет границ. Формирование художников с мифопоэтическим видением мира в этой ситуации является абсолютно логичным.

Известный владивостокский арт-критик Александр Лобычев назвал их содружество трудно объяснимой загадкой, «поскольку каждый из авторов – яркая личность и творческая индивидуальность, что чаще всего служит непреодолимой преградой для союзов разного рода». Однако, если всмотреться пристальнее в этот союз, становятся явными незримые нити, объединяющие двух художников. Духовная близость объясняется общим интересом к классическому искусству, уважением к хорошему литературному тексту, стремлением найти творческие ориентиры, сверяясь с эпохами, в которых жили и творили великие личности.     Эта близость позволила им не потеряться в 1990-е, к которым относится начало творческого пути Лидии Козьминой и Олега Подскочина.

Современные историки считают это время новейшим лихолетьем. Уклад всей жизни, художественной в том числе, десятилетиями существовавший в советский период, был сломан. Можно сравнить это время с Октябрьской революцией, перевернувшей страну. Но именно в это время социальных и общественных перемен на краю советской империи, в Приморье, сформировалась плеяда замечательных, обладающих индивидуальным творческим почерком художников, в которую вошли Л. Козьмина и О. Подскочин.

Олег Подскочин родился в г. Ангарске Иркутской области. Выпускник Иркутского художественного училища, он учился у А. Вычугжанина, Н. Морозова, Л. Гимова, известных сибирских художников, талантливо работавших в разных жанрах и видах искусства. Их влияние на студентов измерялось не столько количеством учебных часов и пленэров, сколько масштабом их личностей. Думается, идея имперского величия, которая сегодня так явно наблюдается и принимает разные формы в произведениях Олега Подскочина, отчасти коренится характере отображения картины мира этими художниками.

Аналогичным образом складывалась ситуация и в Дальневосточном институте искусств, в которое О. Подскочин поступил в 1985 году в мастерскую известного дальневосточного художника К. Шебеко. Здесь он и Лидия Козьмина, пришедшая в институт несколькими годами позже в мастерскую В. Доронина, усвоили меру профессиональной честности и даже самоотверженности. В одной из бесед Лидия вспоминала, что об искусстве спорили постоянно. И не только они в студенческой аудитории или дружеской компании, но и их педагоги: «Мы понимали, какие величины рядом…» К. Шебеко и В. Доронин приехали на Дальний Восток после окончания художественных вузов Москвы и Ленинграда и заложили здесь основы высшего художественного образования, которое одновременно базировалось на традициях отечественного реалистического искусства, идущих из центра, и на особом духе свободы, свойственном дальневосточному побережью. Этот дух свободы принимал разные формы – в творчестве и педагогов, и их учеников. Так, Олег Подскочин стал одним из инициаторов создания и участником всех выставок творческой группы «ЛИК», художников которой отличало не столько единство эстетических и стилевых исканий, сколько стремление всерьез служить искусству. В названии – «ЛИК» - это понятие оказалось многослойным: лик как творческое лицо художника, лик как облик поколения, представителями которого являлись участники группы, лик как выражение внутренней сущности явления.

Произведения Олега Подскочина и в этих выставках, и в других (к настоящему времени их больше 50-ти) говорят о наличии этого лика. Композиционно продуманные, с определенным автором замыслом, воплощенным в картинной форме, они отсылают зрителя общефилософской концепции человека, в которой со времен Софокла сосуществуют сила и слабость, нравственное богатство и ограниченность возможностей, гений и злодейство. Художник не боится величия замысла, гипертрофированных форм и размеров. Так, О. Подскочин выступил инициатором проекта «Великая Победа», приуроченного к торжествам в честь 70-летия Победа в Великой Отечественной войне, предложив художникам создать серию тематических картин. И сам написал пятиметровое полотно «Битва», воплотив в многофигурной аллегорической композиции тему тотального зла, которым является война.

В произведениях Лидии Козьминой есть ощущение некоего постоянства мира, который с момента сотворения и до сего дня существовал и будет существовать в его диковинности и многообразии. В нем живут сирены и русалки, ежи и вороны, деревенские мужики и бабы, странствующие музыканты и актеры, китайские императрицы и волхвы, курсанты и смотритель маяка. Ее отличают индивидуальное видение, узнаваемый художественный язык.

Одна из тем, которая дает понимание места, в котором проживает художница, связана с морем и побережьем. От буквального прочтения истории Владивостока (на эту тему в последние два года были созданы графические серии, посвященные известным личностям, внесшим свой вклад в развитие города, и его историческим местам) Л. Козьмина идет к созданию образов, рождающих самые разные ассоциации со стихиями земли и воды. В особой пластике раковин, в тщательно прописанной гальке на берегу, в очертаниях островов, в силуэтах суденышек на горизонте, в размахе крыльев чаек, в полосках воротников форменной одежды курсантов прочитывается характер местности. В свое время дальневосточный искусствовед В. И. Кандыба писал, что родной территория становится, если она не просто заселена, но эстетически освоена.

В работах Лидии это освоение происходит подсознательного соединения внешнего знания конкретных событий и их внутреннего ощущения. Впрочем, этот принцип является универсальным и делает произведения Л. Козьминой   образцом современного искусства, где переплетены культурные и художественные традиции Запада и Востока. В ее творчестве герои европейского театра марионеток, мифологические существа и жители Китайской Венеции рассматриваются как обитатели универсальной вселенной. Созданный художницей мир говорит о личном знакомстве с культурой других стран: поездки для участия в выставках в разные страны становятся одновременно настоящими культурными экспедициями, в результате которых ее творчество насыщается новыми сюжетами.


Ольга Зотова,

кандидат искусствоведения,

доцент Дальневосточного федерального университета,

почетный член РАХ,

член Союза художников России