АЛЕКСАНДР ИМЕДЕЕВ: ЛЕВИТАНО-РЕРИХОВСКИЕ МОТИВЫ С СИБИРСКИМ КОЛОРИТОМ
Аннотация:
Творчество Александра Имедеева – неотъемлемая часть отечественной пейзажной школы. Уникальная атмосфера его полотен неизменно порождает особое состояние души – нечто среднее между умиротворением и таинством – дополняя идейное наследие Исаака Левитана и Николая Рериха.
Ключевые слова: Александр Анатольевич Имедеев, Исаак Ильич Левитан, Николай Константинович Рерих, Искусство, Живопись, Пейзаж, Творчество, Сибирь, Природа, Духовность.
Южная Сибирь богата художественными традициями. Некоторые из них возникли относительно недавно, в то время как другие имеют удивительно долгую историю. Виртуозно объединяя в своей деятельности самые разные подходы, небывалую популярность среди искусствоведов набирает фигура Александра Имедеева – ещё одного великого русского пейзажиста.
Вскоре после своего рождения в 1984 году Александр Имедеев проявил незаурядные способности в передаче природных форм. С отличием окончив в 2007 году Иркутский Государственный Педагогический Университет по специальности «Изобразительное искусство», молодой творец приступил к преподаванию в детской художественной школе города Ангарска. Выдающиеся навыки сибирского живописца были высоко отмечены российским государством: с 2011 года Александр Имедеев является членом Союза Художников РФ [1].
Список выставок ангарского умельца вне всяких сомнений внушителен. Наиболее показательными из них являются «Круговорот воды» 2012 года, «Аз Есмь» 2013 года, «Красный проспект» 2014 года и «Сибирь-XII» 2018 года, где творчество Александра было отмечено высокой комиссией и зрителями. Его персональные выставки, организованные арт-галереей «Диас», также прошли с огромным успехом. Немало поклонников Александр Имедеев имеет и за рубежом. Например, в 2010 году холсты блестящего рисовальщика были выставлены одновременно в Монголии (фестиваль «Алтаргана») и Словакии («Russian Art Week»), а тремя годами позже – в Испании («El Festival de mar y Sol») и Республике Корея (в рамках долгожданного «DIAS Daejeon internation аrt show»). В 2023 году творчество автора было представлено на российских арт-ярмарках в Нижнем Новгороде («Арт-Мир») и Москве («ART-RUSSIA»).
Объездив без преувеличения всю Россию, он успел побывать в десятке разных широт. Всюду мастера сопровождают его верные спутники – масло и акрил. Продолжая обмениваться опытом с многочисленными коллегами, пейзажист известен своей самобытностью. Как однажды отметил Уильям Блейк, именно такие люди «видят небо в чашечке цветка». По словам Александра Имедеева, главным источником вдохновения для него служат пленэры на открытом воздухе. Ни арктические бураны, ни пустынный зной не удержат автора от создания новых этюдов. Вдалеке от выхолощенных студий, предпочтительным вариантом для ангарского художника является работа при естественном освещении. Крайне активно данного принципа среди предшественников сибирского пейзажиста придерживался Исаак Левитан, подаривший миру такие шедевры, как «Тихая обитель», «Вечерний звон», «Перед грозой» и «Над вечным покоем». Лейтмотивом его холстов традиционно считался спектр эмоций от тоски до безмятежности. В качестве излюбленного средства применялись лаконичный мазок и сдержанная палитра.
Как правило, «левитановский пейзаж прост и безлюден» [2]. Минимализм здесь – отнюдь не случайность. «Поэтическое восприятие природы» [3] достигается за счёт редукции по принципу «чем меньше на картине лишних деталей, тем более законченной она является» [4]. Реализуя данные принципы, Александр Имедеев добивается схожих впечатлений: строгая цветовая гамма в совокупности с оригинальными пространственными решениями позволяет передать неумолимость персонифицированной стихии. Пропуская каждый элемент через внутренний комплекс ощущений, автор не просто демонстрирует природу такой, какая она есть, но наделяет её особой ментальностью и делает полноценным действующим лицом. Яркими примерами являются такие работы сибирского мастера, как «Тихая бухта» (рис. 1), «Осень пришла» (рис. 2) и «Осенний день» (рис. 3).
Рассуждая о духовной составляющей творчества Александра Имедеева, невозможно не отметить его преемственность с другим широко признанным художником – Николаем Рерихом. Будучи уроженцем Южной Сибири, автор часто обращается в своих полотнах к местам, одинаково священным и для лам, и для шаманов. Ровно за сто лет до Александра Имедеева безграничный потенциал данного региона был отмечен основателем Агни-Йоги в путевом дневнике «Алтай-Гималаи». С точки зрения путешественника, сакральный подтекст сибирских пейзажей – достояние одновременно интимное и всеобщее. Именно такая природная красота вдохновляет на развитие «культуры как осознанной дисциплины духа, слагающей целые народы» [5]. Учредитель группы «Мир искусства» считал Сибирский Юг подлинной колыбелью человечества. И действительно, как раз тут располагается сердце Азии – не столько географическое, сколько в первую очередь чувственное.
Мировая общественность хорошо знакома с такими картинами Николая Рериха, как «Тангла», «Кулута», «Гумран», «Лхаса» и «Канченджанга». Все они объединены общим сюжетом – величественными горами неизведанной Азии. Самозабвенно погружаясь в просторы заснеженных пиков и бездонных ущелий, живописец раз за разом фиксировал многоликость рельефа с самых разных и зачастую неожиданных сторон. Не последнюю роль в жизни Николая Рериха сыграл и Сибирский Юг. Как указано в дорожных записях, Прибайкалье хранит уникальную энергетику, подталкивающую к постижению прекрасного: «неисчерпаемы естественные сокровища, наполняющие сибирскую страну глубокого прошлого и великого будущего» [6].
Следуя заветам мудрого востоковеда, Александр Имедеев также обнажает «связь чисто эстетического и глубоко философского» [7]. Убедиться в этом можно на примере таких произведений, как «Горное утро» (рис. 4) и «Рассвет над перевалом» (рис. 5). Наблюдая за вечностью с высоты крутых теснин, зрители вдруг оказываются вдали от мирской суеты и людских пороков. По всей видимости, следующий шаг – медитация и долгожданное обретение нирваны. Важнейшую роль в работах ангарского автора играет и религиозный аспект. Изображая традиционное для сибирской земли «Место силы» (рис. 6), Александр Имедеев чутко улавливает отголосок древнейших цивилизаций. Богатые цветовые вариации ритуальной площадки в данном случае – недвусмысленные ворота в параллельный мир. Формируя трансцендентное бытие при помощи смелой игры красок и света, автор неожиданно обнаруживает то, о чём многие годы косвенно писали ведущие представители эзотерической мысли. Нечто среднее между буддистской Шамбалой и старообрядческим Беловодьем – такими выступают берега Байкала на этюдах умелого пейзажиста. Именно эту «внепространственную духовную реальность» [8] можно считать тем самым нерукотворным памятником, который Александр Имедеев на века воздвиг себе ещё при жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Частное собрание работ художников русской и советской школы изобразительного искусства / Имедеев Александр Анатольевич. 2023. [электронный ресурс] (дата обращения: 17.11.2023) // URL:
https://erokhovartsobranie.ru/imedeev.html
2. Иовлева, Л. О левитановском пейзаже и юбилейной левитановской выставке / Л. Иовлева. — Текст : непосредственный // Третьяковская Галерея: ежеквартальный журнал по искусству. — 2013. — № 1. — С. 7. [электронный ресурс] (дата обращения: 17.11.2023) // URL:
https://vk.com/doc189747159_381325295?hash=g2wUsU6v1lDEyRid5bljsFeBCZMBSIao6RuUZoEsJ1X&dl=ct9DYB8seohrz4BB1aiXy1tZQOEf3mrsZ2Dt0lwRFdP
3. Иовлева, Л. О левитановском пейзаже и юбилейной левитановской выставке / Л. Иовлева. — Текст : непосредственный // Третьяковская Галерея: ежеквартальный журнал по искусству. — 2013. — № 1. — С. 31. [электронный ресурс] (дата обращения: 17.11.2023) // URL:
https://vk.com/doc189747159_381325295?hash=g2wUsU6v1lDEyRid5bljsFeBCZMBSIao6RuUZoEsJ1X&dl=ct9DYB8seohrz4BB1aiXy1tZQOEf3mrsZ2Dt0lwRFdP
4. Пророкова, С. Левитан / С. Пророкова. — М. : Молодая Гвардия, 1960. — С. 212 (199). [электронный ресурс] (дата обращения: 17.11.2023) // URL:
https://vk.com/doc4605748_437828782?hash=tncvC83SdTDLqX93lu1eAOw3uRatlaT11WpjTiAtfpc&dl=syETNixWrU30XlEYJQQgtfQ8v3OJW97j6HuRmo7gHNz
5. Рерих, Н. К. Алтай-Гималаи / Н. К. Рерих. — М. : Мысль, 1974. — С. 260 (238). [электронный ресурс] (дата обращения: 17.11.2023) // URL:
http://militera.org/books/pdf/explo/rerih_nk01.pdf
6. Рерих, Н. К. Алтай-Гималаи / Н. К. Рерих. — М. : Мысль, 1974. — С. 260 (238). [электронный ресурс] (дата обращения: 17.11.2023) // URL:
http://militera.org/books/pdf/explo/rerih_nk01.pdf
7. Беликов, П. Рерих / П. Беликов, В. Князева. — М. : Молодая гвардия, 1972. — С. 148. [электронный ресурс] (дата обращения: 17.11.2023) // URL:
https://rerih.org/library/5001
8. Hmoob. शम्भाला. शम्भल पर एक अतिरिक्त आयामी या आध्यात्मिक वास्तविकता है सूक्ष्म विमान. 2023. [электронный ресурс] (дата обращения: 17.11.2023) // URL:
https://www.hmoob.in/wiki/Shambhala