Иркутск, ул. Седова, 40
+7 (3952) 99-10-88

Шипицын Александр

Александр Сергеевич Шипицын

Иркутск

29 января 1938

Иркутский художник, график, офортист.

С 1967 — член союза художников России.
С 1976-1991 — доцент и заведующий кафедрой рисунка, живописи и скульптуры Иркутского государственного Технического университета.
Заслуженный художник России, профессор кафедры ИЗО, лауреат премии губернатора Иркутской области.

С 1967- член СХ СССР
С 1967 по 1976 преподавал в Иркутском училище искусств. Среди его учеников — С. П. Назаров, Л. Н. Назарова, А. Н. Лодянов, О. В. Беседин, В. И. Соколов.
С 1975 - преподает в Иркутском политехе, заведует кафедрой «Рисунок, живопись и скульптура» ИПИ.
С 2001 - профессор, зав. кафедрой «Рисунок, живопись и скульптура» Иркутского педагогического университета.

А. С. Шипицын — один из признанных графиков Иркутска как в сфере станковой гравюры, так и в области иллюстрации и оформления книги, но нередко его обращение к живописи и декоративно-прикладному искусству. Круг тем художника довольно обширен — зачастую это разговор современника о современности, исполненный оценочного отношения к событиям действительности,— здесь и колхозная деревня, и проблемы Байкала, и Байкало-Амурская магистраль, и впечатления от поездок по стране. Уже в начале творческого пути Шипицын привлекал внимание поэтичностью, тонкостью восприятия жизненных явлений. Его эволюция отличается последовательностью: постепенное, от работы к работе, наращивание и совершенствование мастерства, приобретение знаний и жизненного опыта. Велика дистанция от его дипломной работы — ксилографии, выполненных к произведениям А. Вознесенского «Стрела в стене», «Портрет Плисецкой», «Доктор осень», «Напряжение» (1970), до серий цветных офортов середины 80-х г: «Художники на Байкале», «Сельский спортивный праздник Сурхарбан», представленных на республиканской выставке «Советская Россия» в 1985 К раннему периоду творчества Шипицына относятся произведения, созданные им во время поездки на Север и в Среднюю Азию. В основном они выполнены в технике линогравюры. Конечно, в этих произведениях заметно увлечение художник;» экзотикой края, вместе с тем наблюдается пристальное овладение натурные материалом, внимательное его освоение и переработка с элементами фантазии и гротеска.

Вторая половина 70-х г стала важным этапом в искусстве Шипицына.
Он обращается к теме строительства Байкало-Амурской магистрали. Техника графики благодаря своей мобильности позволила художнику быстро откликнуться на происходящие события. Было создано десять листов, сконцентрировавших в себе напряженную атмосферу стройки. Подспудно, параллельно оказались затронутыми проблемы экологические и нравственные. Офорты «Поселок Гранитный», «Сквозь тайгу и горы», «Байкальский туннель» заняли достойное место на республиканской как выставке «Мы строим БАМ» (1979).

Свидетельством общественной активности художника стала работа над графическими листами, посвященными труженикам села. В них Шипицын чутко подмечает перемены, происшедшие как в укладе жизни современного колхозника, так и в нем самом в связи с механизацией сельскохозяйственного труда и значительным влиянием города на нынешнюю деревню. Тем не менее проглядывается несколько ироничное отношение интеллигента к человеку физического труда. Байкал художник воспринимает и трактует в нескольких аспектах: как олицетворение красоты природы вообще, как символ постижения художником этой красоты к как объект нашей общей заботы, нуждающийся в особо бережном отношении. Свою» концепцию он выражает в серии «Художники на Байкале». Мощь природы с ее естественной монументальной образностью сопоставлена с силой творческого духа художника, способного раскрыть тайны красоты посредством искусства, что нашло воплощение в офортах «Жемерикин на этюдах» и «Башарин рисует». Уме. Умело вводя вводе» в графику цвет: глубокая синева воды помогает передать ощущение тишины и первозданности байкальского ландшафта. Каждый лист цикла проникнут своим настроением. Так, «Башарин рисует» привлекает доброжелательным юмором. Рисующий художник — не сторонний наблюдатель, явившийся изучать природу, он одной плоти с ней, порождение самой природы. И зритель принимает эту меру условности, фантастичности и волшебства, поверив во всемогущество творчества. Листы «Байкальская нерпа» и «На берегу» наполнены обличающим смыслом, в них художник протестует против жажды наживы и хищнического отношения к природным богатствам.

Много лет преподает, стаж педагогической работы - 44 года. Из них 19 лет с перерывом – в Иркутском художественном училище, 15 лет – в Иркутском политехнической институте, 10 лет – в педагогическом университете. В 1976 году создал кафедру рисунка, живописи и скульптуры в политехническом институте на архитектурном факультете. В 2001 году создал кафедру изобразительного искусства в педуниверситете.

Работы находятся в музеях России и частных коллекциях Японии, Германии, Греции, Италии, США, Франции, а также в Королевском музее Англии.

Автор серий офортов и акварелей на различные темы. Его графический альбом, посвященный деревянной и каменной архитектуре старого Иркутска, пронизывает зрителя щемящим ностальгическим настроением: это уходящая натура, запечатленная рукой мастера и освещенная теплом и трепетом его души.