ДУДКО НИКОЛАЙ

Николай Дудко родился в г. Дэссау в Восточной Германии, где служил его отец. Однако ухоженный европейский город почти не запомнился ему. А вот древняя буддийская культура Бурятии, куда позже переехала его семья, произвела на него сильнейшее впечатление. Родители часто возили его по буддийским монастырям (дацанам), и их необычная таинственная красота завораживала мальчика.. 

Сколько он себя помнит, он всегда рисовал. Первоначально его заинтересовала европейская живопись, которой он обучался в педагогическом училище в г. Улан-Удэ, а затем в Киевском художественном институте. Он благополучно проводит в Киеве три персональных выставки, но как оказалось, буддийская культура запала ему в душу глубже, чем он думал. Гуляя вечерами по Крещатику, Николай непостижимым образом слышал звон буддийских колокольчиков, как будто бы где-то поблизости находился дацан ...

В 1986 году Николай возвращается в Бурятию, где судьба сводит его с ламой Дармадодди, ставшим его духовным наставником. Он познакомил его с буддийской философией и религиозной практикой. Дармадодди, родившийся в конце XIX века, успел до революции, практически уничтожившей буддизм в России, получить классическое буддийское образование, в которое входило и изучение танкописи, буддийской религиозной живописи. Он был первым, кто посоветовал Николаю писать танка.

Желание глубже постичь искусство религиозной живописи, приводит Николая сначала в Монголию, где он изучает тайны древнего мастерства у замечательного монгольского реставратора Хишигбаяра, а затем в Непал и Индию.

В начале 1996 года он приезжает в Дхарамсалу (город в Северной Индии, в котором находится резиденция Далай-Ламы XIV), и добивается приема у личного художника танка самого Далай-Ламы. Ген Сангей Еше тогда уже не принимал учеников, но увидев фотографии танка, написанных Николаем, согласился заняться его обучением. Николай занимался столь интенсивно, что за полтора года освоил пятилетний курс обучения. Кроме живописи танка он изучал буддийскую философию, тибетский язык ...
По возвращении в Улан-Удэ, художник много работает. Он не только пишет танка, желание познакомить людей с этим удивительным искусством побуждает Николая заняться преподаванием и проводить выставки своих работ. Его выставки проходят не только во многих городах России, но и во многих странах мира: на Украине, в Монголии, Аргентине, Китае, Италии, и везде с огромным успехом. Популярность Николая в буддийских регионах и странах говорит о том, что ему действительно удалось достичь высокого уровня мастерства. Но понятен ли европейцам язык буддийской иконописи, согласно канону, остававшийся неизменным в течение веков? Понятен, считает художник: «Через визуальную форму люди, вначале на подсознательном уровне, а затем и осознанно, начинают постигать глубокий философский смысл, заложенный в буддийской иконе». Но что может дать древнее буддийское искусство современному человеку? «Понимание себя и своего места в мире. Гармонию с собой и окружающим миром, внутренний покой, которых так не хватает в нашей жизни, переполненной волнениями и стрессами».
Ведь буддийская иконопись – часть религиозно философского учения, данного Буддой Шакьямуни более двух с половиной тысяч лет назад. По преданию, Будда – первый буддийский иконописец. Чтобы лучше донести до своих последователей смысл учения, он начертал на полотне образ Колеса Сансары.

Цель танка – помочь понять основные положения учения и установить связь между верующим и прототипом Просветленного, изображенного на ней. Они используются для медитации. В них нет ни одной случайной детали. Поэтому столь важным считается следование канону. Николай пишет танка так, как столетиями писали их иконописцы тибетского буддизма школы мен-ри.

Он использует традиционные материалы – это льняная или хлопчатобумажная ткань, а иногда, для особо важных изображений, шелк. Ткань натягивается на деревянный подрамник, затем грунтуется специальной пастой, приготовленной из животного клея и смешанной с порошком мела. Когда паста высыхает, поверхность тщательно полируется с обеих сторон. Благодаря этому, танка можно скручивать и раскручивать без всякого вреда для нее. Потом он тушью наносит рисунок, а затем краски. В их состав входят минералы, например, малахит или киноварь, а также золото и некоторые краски, приготовленные из растительного сырья. Николай смешивает их с животным клеем и желчью, что дает большую яркость и чистоту цвета. Буддийская палитра состоит из пяти цветов: белый, желтый, красный, зеленый, синий. Каждый цвет несет свою символику. Белый – символ чистоты, желтый – изобилия, красный – могущества зеленый – созидательной энергии, синий – пространства. Это элементы, формирующие Вселенную. Из сочетания этих основных цветов буддийским художникам удается получить до двадцати пяти оттенков. Палитра Николая – 85 оттенков. Каждый оттенок тоже имеет свою символику. Например, голубой, сочетание белого и синего, несет в себе качества обоих этих цветов.Николаю блестяще удаются все разновидности танка.
Полноцветная танка, выполненная всеми пятью цветами, включая золото; танка мартан, когда на красном фоне (для создания его полотно грунтуется киноварью) делается рисунок золотом, нагтан – золотой рисунок на черном фоне; сертан – рисунок на золоте, уникальная техника, которой дозволяется пользоваться не каждому художнику, ведь золото, это особое, драгоценное подношение Буддам; танка на шелке: на тонком шелке, обычно желтого оттенка, вначале выполняется рисунок тушью, а затем раскрашивается растительными красками.

Работа над танка чрезвычайно кропотлива и требует много времени. На создание многофигурных композиций у Николая уходит до полутора лет. Пример многофигурной полноцветной танка – Рай Будды Амитабхи.

Думается, что Николаю Дудко удалось то, что он считает своим предназначением – донести до современного мира древние тайны буддийского искусства.

Статья перепечатана с журнала «Наука и Религия» , автор Татьяна ПРАВОТОРОВА

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

 Работа художника -  Дудко Н.Н. Иркутск 1962 г.р.-- Буржи Лхамо -- 2009 -- 64х42

 

Дудко Н.Н. Иркутск 1962 г.р.-- Буржи Лхамо -- 2009 -- 64х42

 

 

  

   

  

  

 

 

  

 

 

  

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 [ Посмотреть/купить остальные работы ] (ссылка будет доступна позже)

____________________________________________________________________________________________________________________________

НАЗАД

Loading...
Loading...