Областная газета - Колесо истории Владимира Никишина

Самые судьбоносные моменты в жизни государства российского можно увидеть в проекте «Колесо истории» известного братского художника Владимира Никишина. На двух этажах иркутской Арт-галереи «DiaS» представлены его графические произведения и керамика. Уникальность экспозиции в том, что здесь можно увидеть новые работы автора.

Над серией, посвященной истории России, вернее ее правителям, Владимир Никишин работает уже более семи лет. Первую ее часть «Правление дома Романовых» он уже показывал в Иркутске. Сейчас портреты царей заняли свое место в галерее образов правителей России. Однако нужно оговориться, что это совсем не парадные портреты. На них самодержцы, прежде всего, обычные люди, или забавные персонажи истории. Вот любительница пышных балов и нарядов Елизавета – в окружении бюстов своих фаворитов. Или Екатерина Великая со множеством орденов и медалей, которыми она осыпала своих подданных. Вот фигура последнего царя Николая II на фоне красноватых «обоев» из пятиконечных звезд, где слева, из маленького «окошка», как «черт из табакерки» выглядывает Владимир Ленин, а по направлению к новому вождю уже шагают красноармейцы.

– Я намеренно старался избегать всяческого негатива, – пояснил Владимир Никишин. – Не хотел делать злых или помпезных портретов. Ведь цари, прежде всего, люди со своими странностями: с любовью к попугайчикам, блаженным, к богато убранным столам. Кстати, портрет Петра I по этой причине я переделывал два раза. Первые работы были очень злыми. На одной из них он сидел за столом, по которому волоком тащат корабли, – все это напоминало Гулливера с лилипутами. Во второй было откровенное насилие – подавление восстания стрельцов. И только потом возник образ, когда Петр сидит на огромном окне, прорубленном в Европу, опустив свои ноги по щиколотку в крошечный канал. Я специально выискивал и привносил в портреты детали, которые касались бы личных пристрастий. По сути, в этих работах не важны сами люди, гораздо значимее наша история, выраженная через них.

Почти нет негатива в переосмысленной Владимиром Никишиным истории после свержения самодержавия. Она представлена в серии «От князя Львова до Путина». Здесь мы видим Сталина с трубкой, Брежнева в орденах, Хрущева, окруженного темой полетов в космос. И снова в портретах нет оценочного суждения. Пожалуй, только образы государственных деятелей новейшей истории изображены с сатирическим оттенком. Вот Горбачев в нимбе из долларовых купюр, вот Путин с маленьким медведем на руках.

Образы правителей перемежаются с наиболее значимыми историческими событиями, вернее символическим его изображением в некой астральной реальности, где живут ангелы. Причем в воображении Владимира Никишина они бывают белые и красные, есть ангелы-крестьяне, ангелы-космонавты и ангелы-солдаты.

– Во второй части между портретами я сделал работы-вставки с событиями, которые мне показались важными – арест царской семьи, ее убийство, полет в космос, Великая Отечественная война, – пояснил Владимир Никишин. – Вы спросите, почему все герои этих картин представлены в виде ангелов? Потому что, на мой взгляд, и у белогвардейцев, и у красных – у каждого была мама, были дети, была семья, и для них их близкие были ангелами. Причем каждый считал, что правда на их стороне. По большому счету весь проект построен на этом споре.

Завершает выставку работа «Навии» – жутковатые лица-маски правителей страны с пустыми глазницами, в белых одеждах, напоминающих смирительные рубашки.

– Навии – образ из философии древних славян, – пояснил Владимир Никишин. – Они возникают, когда живущие начинают глумиться над умершими, как бы вытаскивая их души. Но эти духи, разгневавшись, могли провоцировать разлады, споры, войны. Этим образом я хотел сказать, что нам нужно перестать судить о людях, которых мы практически не знаем, пусть они и правили миллионами. Достаточно узнать и принять свою историю, начать жить настоящим, тогда все будет хорошо.

Но каким бы не было отношение зрителя к правителям России, бесспорно, каждый, кто посетит выставку, сможет, прежде всего, насладиться прекрасной техникой и безупречным мастерством автора. В экспозиции также можно увидеть работы из шаманской серии Владимира Никишина, изящные натюрморты и монументальные керамические вазы.

Выставка будет работать до 30 октября.

 

Источник: Областная газета

Ссылка на источник: http://www.ogirk.ru/news/2015-10-28/60796.html

Все грани творчества художника Евгения Ушакова

Выставка памяти иркутского художника Евгения Ушакова «Предрассветной акварелью наполняется мой дом…» открылась 5 июня в арт-галерее DiaS. Признанный мэтр, работы которого высоко оценены не только в Иркутске, но и в мире, известен, прежде всего, как художник по бересте.

Напомним, что в жанре «пластинчатой мозаики», им же изобретенной, художник создал около 70 монументальных произведений, одно из которых украшает фойе Иркутского музыкального театра. Новая экспозиция знакомит с неизвестными, но не менее интересными гранями его творчества – живописными и акварельными произведениями.

– Отец никогда не переставал заниматься графикой, живописью и акварелью, – рассказал сын художника Владимир Ушаков. – И на своей первой серьезной экспозиции – всесоюзной художественной выставке в 1948 году, во время учебы в Московском институте прикладного и декоративного искусства, он участвовал именно как живописец с картиной «Послевоенный натюрморт». Уже потом в Иркутске он придумал технику пластинчатой мозаики, которая его и прославила, но он всегда делал наброски, писал акварелью и маслом. И эти работы, на мой взгляд, даже в большей мере, чем берестяные, отражают лирическую сторону его натуры, ведь он был еще и поэтом.

В экспозиции представлено около 100 работ, в основном миниатюр в технике акварели, масляной живописи и берестяной мозаики из коллекции семьи художника. Обладая хорошей реалистической школой, Евгений Ушаков предстает в своих работах тонким лириком и изысканным колористом. В его пейзажах естественно приглушенные краски сибирской природы вдруг вспыхивают заревом уходящего заката, завораживают своим неброским и в то же время пронзительным очарованием, погружая в лирическое настроение.

– Мы постарались представить все грани таланта Евгения Ушакова, – пояснила директор галереи DiaS Диана Салацкая. – Многим он известен только как автор техники берестяной мозаики, но им также были созданы удивительные акварели, о которых, к сожалению, знают только искусствоведы, и нам хотелось показать их городу. Эта техника считается самой сложной, поскольку работы создаются очень быстро, и исправить в них практически уже ничего нельзя. Здесь мы видим, что Евгений Ушаков владел акварелью в совершенстве, как и масляной живописью.

Выставка будет работать до 25 июня.

Справка


Заслуженный художник России Евгений Ушаков родился в 1925 году в Ялуторовске. С родителями переехал сначала в Шадринск, в Свердловск, а потом в Тюмень. В 1943 году был призван в армию и учился во 2-м тюменском пехотном училище. С 1944 года в действующей армии участвовал в боях за освобождение Румынии, Австрии и Чехословакии от фашистов. В 1947 году поступил в Московский институт прикладного и декоративного искусства. После его окончания по свободному распределению уехал во Львов, где работал преподавателем специальных дисциплин в художественном училище. В 1957 году Евгений Ушаков учувствует во Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. В 1959 году впервые приезжает в Иркутск, на творческую дачу Союза художников в Листвянке. Байкал настолько впечатлил его, что вскоре он переехал в Иркутск. Здесь он и открыл для себя художественные возможности бересты и создал около семидесяти крупных панно на тему истории России – языческой и православной. В последние годы жизни – он скончался в 2012 году – Евгений Ушаков мечтал о музее, в котором его работы, часть из которых он подарил городу, будут доступны для иркутян. Однако свободного здания для этих целей не нашлось, и сейчас работы по-прежнему хранятся в семье художника.

 

Источник: Областная газета

Ссылка на источник: http://www.ogirk.ru/news/2015-06-24/56256.html

В Иркутске открывается первый городской симпозиум деревянной скульптуры «Бестиарий»

В Иркутске 16 июня открывается первый городской симпозиум деревянной скульптуры «Бестиарий».

Как сообщают организаторы мероприятия, симпозиум будет проходить с 16 по 20 июня в 130-м квартале на территории арт-галереи «DiaS». Участие в нем примут ценители деревянного зодчества, скульпторы Иркутска и области, в том числе победители отечественных и зарубежных творческих конкурсов «Лукоморье», «Хрустальная нерпа» и «Вифлеемская звезда».

Источник: Областная газета

Ссылка на источник: http://www.ogirk.ru/news/2015-06-16/55917.html

Мир иллюзий Рене Магритта

Что будет, если соединить несоединимые предметы, например, яблоко и шляпу? Получатся произведения самого известного сюрреалиста XX века Рене Магритта. Картины можно увидеть на выставке «Вероломство образов» в иркутской Арт-галерее DiaS. Название экспозиции дала известная работа мастера с курительной трубкой, под которой написано – «Это не трубка». Так просто и лаконично художник выразил мысль, которая проходит через все его творчество, – «Вещи – не то, чем они кажутся».

Выставка предоставлена Фондом Рене Магритта, который был создан его супругой после смерти художника, рассказала директор Арт-галереи Dias Диана Салацкая. В экспозиции – 48 цветных литографий. Они имеют сертификаты, подтвержденные французским обществом защиты авторского права в изобразительном искусстве ADAGP. Небольшие тиражи подтверждают безусловную коллекционную ценность произведений, а четыре из них имеют факсимильные подписи автора, сопровождаются подписью его вдовы и единственной музы – Жоржетты Магритт.

Интересно, что творчество Рене Магритта в полной мере не укладывается в концепцию сюрреализма. Предметы, которые изображает автор, вполне понятны и узнаваемы, но необычны обстоятельства, в которых они возникают. Их масштабы несоразмерны, а границы порой проницаемы. Вспомним хотя бы самые известные работы художника, представленные в Иркутске. Например, «Личное достояние» – большая расческа, бокал и пудреница на фоне крохотных кровати и шкафа. Или «Кривое зеркало», где у огромного глаза вместо радужной оболочки – голубое небо с плывущими по нему облаками. Недаром сам Магритт отказывался считать себя «сюрреалистом», а называл «магическим реалистом». Дело в том, что сюрреализм во многом основывался на психоанализе Зигмунда Фрейда, а художника такой сценарий не устраивал: «Искусство, как я понимаю, не подвластно психоанализу. Это всегда тайна». 

Цитатами, кстати, снабжена вся экспозиция для лучшего понимания творчества автора. «Котелок – самый не оригинальный головной убор, удивление не вызывает, человек в котелке – это господин посредственность, при всей своей анонимности. Я тоже ношу котелок, у меня нет особого желания выделяться из массы», – пишет Магритт о работе «Сын человеческий», намекая на то, что иногда обыденная оболочка скрывает богатый внутренний мир.

Но не стоит забывать о том, что каждая предлагаемая интерпретация смысла работы – по сути, тоже иллюзия отдельно взятого сознания. Ведь каждый зритель увидит в картинах Рене Магритта что-то свое. Но в то же время, вглядываясь в эти образы, не стоит относиться к собственным догадкам слишком серьезно, ведь в любом случае это лишь игра с воображением. «Мы вопрошаем картину наугад, вместо того чтобы прислушиваться к ней, и нас удивляет, когда ответ, который мы получаем, не досказанный…» – объясняет художник. Однако эта игра помогает зрителю иначе взглянуть на окружающую действительность, сместить привычные акценты, пересмотреть заученные правила и заглянуть в собственный внутренний мир, в чем и заключается смысл любого искусства. Ведь только тогда, отказавшись от привычных стереотипов, зритель сможет вместе с Рене Магриттом воскликнуть – «Я считаю чудом, что могу на земле шагать по небу».

Выставка будет работать в Иркутске до 5 мая.

Источник: Областная газета

Ссылка на источник: http://www.ogirk.ru/news/2015-04-15/53691.html

«Автопортрет» Анатолия Алексеева

Анатолий Алексеев вручил «Золотую медаль» Российской академии художеств заслуженному художнику РФ Сергею Элояну

«Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит», – именно этой строчкой Александра Пушкина из стихотворения «Кипренскому» оценил автобиографическую книгу «Автопортрет» один из лучших реалистов России, народный художник, действительный член Российской академии художеств РФ, почетный гражданин Иркутской области и яркий общественный деятель Анатолий Алексеев. Презентация издания состоялась в Иркутской областной библиотеке им. И.И. Молчанова-Сибирского.

От имени губернатора с выходом книги Анатолия Алексеева поздравил заместитель председателя правительства Иркутской области Владимир Дорофеев.

– Глубина и любовь к Сибири и родному краю пронизывает ваши работы, – отметил он. – Призываю вас почаще выступать перед детьми и молодежью, чтобы они прониклись этими чувствами. Пусть книга будет вашим помощником в диалоге с подрастающим поколением о том, как нужно любить свою Родину, ведь вы – свидетель многих событий в истории нашего государства.

Издание книги, где Анатолий Алексеев рассказывает о своей жизни и творчестве от первого лица, было инициировано арт-галереей DiaS, некоммерческим партнерством по содействию развитию искусства Дианы Салацкой при поддержке министерства культуры и архивов Иркутской области, благотворительного фонда «Наследие иркутских меценатов» и фонда им. Юрия Тена.

– Я хочу поблагодарить библиотеку и лично заместителя директора Веру Кутищеву, ведь она была первой, кто не только поддержал нашу идею, но и подсказал, что нужно создать книги обо всех пятерых народных художниках России, которые живут в Иркутске. Ведь это очень почетно для небольшого города иметь такое количество человек, награжденных этим высшим званием в изобразительном искусстве, – отметила Диана Салацкая.

Напомним, в прошлом году Анатолий Алексеев отметил 85-летие. Событие ознаменовалось большой юбилейной выставкой в художественном музее им. В.П. Сукачева, на которой были представлены не только монументальные картины, которые прославили мастера, но и совсем новые произведения.

В роли автора книги «Автопортрет» выступила журналист Анастасия Яровая, которая на протяжении нескольких месяцев беседовала с мастером во время серии интервью. Снимки произведений Анатолия Алексеева создал директор издательства «Артиздат» Сергей Мурзин. Книга выпущена тиражом 1 тыс. экземпляров в издательстве «Репроцентр». Вступительную статью к ней написали искусствовед Ираида Федчина и доктор философских наук, профессор Владимир Федчин.

– Из всех сложных проектов, которые мы создавали в последние годы совместно с Дианой Салацкой, это был самый легкий, наверное, потому что у Анатолия Алексеева очень хороший характер, – отметила Ираида Федчина. – Хочу отметить, что мы только начинаем осознавать искусство соцреализма, к которому сейчас растет интерес во всем мире, ведь в нем была теплота, искренность, и переоценить его очень важно в наше сложное время. Кстати, меня удивило, что Анатолий Иванович, несмотря на величие своего дарования, очень долго не соглашался, чтобы о нем писали книгу.

Во время презентации также были вручены награды Российской академии художеств. Анатолий Алексеев лично вручил «Золотую медаль» академии заслуженному художнику РФ Сергею Элояну.

– Академия художеств присваивает этот знак уже два с половиной века за выдающиеся достижения в изобразительном искусстве. У нас в Иркутске этой награды удостоены пять человек, и это говорит о достаточно высоком уровне культуре в регионе, а сейчас их стало шесть, – отметил Анатолий Алексеев.

Сергей Элоян поблагодарил Анатолия Алексеева и высоко оценил книгу «Автопортрет»:

– Я горд тем обстоятельством, что именно Анатолий Алексеев вручает мне этот знак, ведь его имя и название Академии художеств – почти синонимы. Именно он был инициатором создания Сибирской академии художеств, был первым академиком-секретарем и занимался не очень заметной, но важной государственной деятельностью и до сих пор сохранил черты государственного мужа. Доказательство тому – эта книга, которая помимо художественных достижений показывает нам его колоссальный жизненный опыт.

В ближайшее время книга «Автопортрет» поступит во все библиотеки и художественные школы Иркутска.

Источник: Областная газета

Ссылка на источник: http://www.ogirk.ru/news/2015-03-16/52581.html

Классика и современность художника Анатолия Алексеева

Народный художник России, действительный член Академии художеств Анатолий Алексеев, бесспорно, является самым известным иркутским живописцем. Его монументальные полотна уже при жизни признаны искусствоведами классическими образцами российского реалистического искусства и находятся в музеях России. Однако дарование мастера не ограничивается достижениями в жанре исторической картины. Убедиться в этом можно на персональной выставке Анатолия Алексеева, которая открылась в Иркутском художественном музее им. В.П. Сукачева. Она посвящена 85-летнему юбилею мастера.

– Анатолий Алексеев входит в число замечательной плеяды мастеров Сибирского региона второй половины ХХ – начала ХХI века, – отметила заместитель директора музея по науке, искусствовед Татьяна Огородникова. – Своим искусством он глубоко и всесторонне отразил веяния времени, создав мощные по эмоциональному накалу, общественно значимые полотна, имеющие огромное значение для российской и мировой художественной культуры. Будучи прекрасным живописцем и рисовальщиком, он сумел не только образно и емко отразить эпоху, но и наделить ее персонажей живыми человеческими чувствами и эмоциями, которые понятны зрителям вне зависимости от возраста и социальной принадлежности.

Посетители выставки имеют уникальную возможность получить полное представление о творчестве Анатолия Алексеева, ведь в экспозиции впервые за последние 18 лет выставлено более 80 живописных и графических работ мастера. Причем 57 работ – из собрания Иркутского художественного музея, который владеет самой большой коллекцией значимых произведений автора. В основном это разнообразные по жанрам монументальные исторические картины, бытовые композиции и портреты современников. Среди них такие произведения, ставшие классикой российского искусства, как «Легендарная хроника», «Солдаты стройбата», «Сибирь социалистическая», «Клятва», «Посвящение декабристам», «Строители-скалолазы Саяно-Шушенской ГЭС», «Портрет писателя В.Г. Распутина», «Портрет фотокорреспондента М. Минеева», «Портрет художника Г. Богданова» и другие.

– Стремление работать в жанре картины возникло у меня еще когда я учился в Харьковском художественном институте, где моей дипломной работой стало полотно на тему расстрела революционера Ивана Бабушкина, – рассказал Анатолий Алексеев. – С тех пор каждая картина занимала у меня пять-шесть лет, а всего их чуть более десятка. К счастью, большая часть находится в нашем художественном музее, ведь многие темы напрямую связаны с историей нашего края. Все они о людях, их непростых судьбах, личных подвигах и трагедиях. Я рад, что мне посчастливилось погрузиться в их истории и удалось запечатлеть на холсте.

На выставке также можно увидеть пейзажи, натюрморты и мало знакомые зрителю рисунки художника, где Анатолий Алексеев предстает еще и как искусный график. Среди них множество портретов, есть также и наброски к монументальным полотнам.

– Специалисты нашего музея поняли, что Анатолий Алексеев – очень талантливый художник почти с самого начала его творческого пути, поэтому старались приобретать наиболее значимые его работы, – пояснила Татьяна Огородникова. – В итоге, несмотря на то что картины мастера есть во многих музеях, мы гордимся самым большим и полным собранием произведений Анатолия Алексеева, которое показывает его творчество не только во всей полноте, но и позволяет нам проследить становление мастера.

Кстати, Анатолий Алексеев, несмотря на солидный возраст, до сих пор находится в хорошей творческой форме и продолжает активно работать в мастерской. На выставке также можно увидеть его самые свежие работы, некоторые представляют собой своеобразные живописные эксперименты.

– Художник всегда пишет из глубин своей личности, а она не укладывается в рамки какого-то направления, – считает Анатолий Алексеев. – Конечно, по духу я – реалист, но это не мешает мне искать новое выражение цвета и формы.

Еще более глубоко понять личность и творчество мастера можно будет после выхода книги о нем, которую готовят иркутская арт-галерея DiaS и министерство культуры и архивов Иркутской области. В ней Анатолий Алексеев от первого лица повествует о своей жизни, судьбе и творческом пути. В роли составителя книги выступила журналист Анастасия Яровая. Сейчас процесс создания произведения близится к завершению, и в ближайшее время книга будет представлена общественности.

Увидеть же работы Анатолия Алексеева в Иркутском художественном музее на улице Ленина, 5, можно будет до 23 января.

Источник: Областная газета

Ссылка на источник: http://www.ogirk.ru/news/2015-03-16/52581.html

«Метаморфозы» современного искусства

Персональная выставка заслуженного художника РФ, члена-корреспондента Российской академии художеств Феликса Волосенкова впервые открылась в Иркутске в арт-галерее DiaS. В экспозиции на двух этажах представлена одна из последних серий художника «Метаморфозы».

– Эти работы я создал в Самаре, где делал декорации к спектаклю «Пиковая дама», – рассказал Феликс Волосенков. – В свободное время я рисовал певиц и балерин. Их перевоплощения в сценические образы и обратно почему-то вызвали у меня ассоциации с героиней русской сказки Царевной-лягушкой. Видимо, в противовес спектаклю хотелось чего-то легкого и сказочного.

Кстати, образ Царевны-лягушки также представлен на выставке наряду с множеством обнаженных моделей и полотнами более абстрактного содержания. По мнению искусствоведов, Царевна-лягушка – это не просто образ некой мифической женской сущности, он также представляет метафору самого современного искусства.

В работах Феликса Волосенкова ощущается сильное влияние театра, как в выборе тем, так и способе их подачи, ведь он не только окончил Ленинградский Государственный институт театра, музыки и кинематографии как художник-постановщик, но и по сей день активно сотрудничает с крупнейшими театрами России и зарубежья. Наверное, поэтому его живопись всегда как бы выходит за рамки холста, тем самым превращая зрителя в участника театрального действия, разворачиваемого на картине.

В целом творчество Феликса Волосенкова очень разнообразно и широко известно в России и за рубежом: его произведения есть в коллекциях Государственного Эрмитажа, Русского музея, Музея истории Санкт-Петербурга и других.

В Иркутск выставка приехала из Красноярска, а ранее экспонировалась в Перми. Познакомиться с работами Волосенкова можно в галерее DiaS до 8 января, затем выставка отправится в другие города Сибири.

Источник: Областная газета

Ссылка на источник: http://www.ogirk.ru/news/2014-12-29/50306.html

Виталий Барышников: Из Года культуры – в Год литературы

Год культуры впервые был объявлен в России в 2014 году, но для Иркутской области он уже второй. Первый по распоряжению губернатора области прошел в 2012 году, а в 2013-м его сменил Год библиотек. Важно, что эти мероприятия носили не просто декларативный характер, а помогли вывести сферу культуры региона на новый уровень. Все это говорит об исключительном внимании к этой отрасли в Иркутской области, а тот факт, что 2015 год станет в России Годом литературы, внушает еще больший оптимизм. О том, чем запомнился жителям Приангарья уходящий год и что нас ждет в новом, рассказал министр культуры и архивов Иркутской области Виталий Барышников.

– Виталий Владимирович, в чем была основная идея Года культуры в Иркутской области?

– Для наших сотрудников Год культуры – каждый день, ведь в этой сфере работают люди, преданные своему делу, и их отношение к своим обязанностям не зависит от того, под какой эгидой проходит тот или ной год. Поэтому нашей задачей было вовлечь в деятельность по формированию, сохранению и трансляции культурных ценностей новых действующих лиц: представителей общественных организаций, бизнеса, руководителей муниципальных образований, депутатов разных уровней. И у нас это получилось. Поэтому год культуры стал событием, через которое мы продолжаем формировать еще больший интерес к собственной истории, культуре, искусству, традициям, духовным, нравственным и семенным ценностям. Ведь Россия традиционно сильна своим духом, толерантностью к различным национальностям и религиям, уважением к человеку не зависимо от того какого цвета у него кожа, разрез глаз и на каком языке он говорит.

– При этом в основе российской культуры все-таки лежит православие и христианские ценности.

– Одно не противоречит другому, ведь православие диктует нам уважение к другому человеку вне зависимости от его вероисповедания и социального положения. При этом формирует здоровое чувство собственного достоинства. Поэтому не случайно Год культуры был объявлен в год зимних Олимпийских игр. Ведь именно русская культура и искусство воспринимается во всем мире как ценность всей человеческой цивилизации. Она выглядит самодостаточно на любых площадках планеты, не случайно наш земляк, пианист Денис Мацуев в этом году стал послом доброй воли ЮНЕСКО, чем мы не можем не гордиться, и подобных примеров много. Ведь культура – тот инструмент диалога и взаимного уважения, с помощью которого Россия покорила всю планету. Она именно тот «клей», который соединяет не только все российское общество, но и людей всего мира. Недаром деятели культуры и искусства, несмотря на любые конфликты, часто поддерживают функцию межгосударственных коммуникаций.

– Но в таком случае тем более нельзя забывать о социальной поддержке работников культуры?

– Само собой, ведь культура – это не общее абстрактное понятие вне человека, ее как раз создают творцы, люди, которые вкладывают душу в то, что они делает. Указ президента России о социальной поддержке работников культуры и искусства был принят еще в 2012 году, и мы неукоснительно его соблюдаем. Например, в этом году заработная плата работников сферы культуры выросла на 13% и составила 69,4% по экономике. Доходы работников культуры растут из года в год. В 2014 году из бюджета области в муниципалитеты на эти цели было дополнительно направлено 500 млн рублей. В следующем году в связи с общей экономической ситуацией нас ждет небольшое сокращение финансирования, но это не будет касаться приоритетных расходов в сфере культуры, так что творческие работники это вряд ли ощутят.

– А укрепляется ли материальная база учреждений культуры? Ведь людям сейчас важно, как выглядят те театры, музеи, дворцы культуры и клубы, в которых они проводят свой досуг.

– В области уже четвертый год работает программа «100 модельных домов культуры – Приангарью», которая, по мнению коллег из других регионов, является тем опытом, на которой стоит равняться всей России. В рамках программы мы уже привели в порядок 50 клубов Приангарья. По сути, они стали мультикультурными центрами, которые включают в себя концертную площадку, библиотеку, помещение для работы кружков и многое другое. В этом году впервые за много лет у нас были построены новые клубы. Причем, если многолетний долгострой в Одинске Ангарского района закончили благодаря вливанием 70 млн рублей из бюджета области, то в Гаханах Баяндаевского района небольшой поселковый клуб на 130 кв. м был возведен методом народной стройки, то есть он создан руками жителей. Кроме того, в поселке Солзан, который является микрорайоном Байкальска, после капитального ремонта также открылся маленький клуб. Заканчиваются ремонт клубов в поселках Большежилкино и Новожилкино Усольского района. Кроме того, несколько проектных организаций за свои средства создают проекты маленьких сельских клубов, стоимость возведения которых составит 10–15 млн рублей.

Кроме того, в этом году мы впервые победили в конкурсе министерства культуры РФ на право строительства многофункционального культурного центра в городе Киренске, где нет районного учреждения культуры. Из общей стоимости объекта в 100 млн рублей половину покроет федеральный бюджет. В селе Анга также после реставрации открылся Дом святителя Иннокентия, а в «Тальцах» – Дом Воинова. В Иркутске же в 130-м квартале появилась прекрасная частная картинная галерея DiaS, полностью созданная на средства ее директора Дианы Салацкой.

– Какие еще важные события состоялись в регионе благодаря Году культуры?

– Убежден, что плотность культурной жизни в Иркутске в некоторые месяцы уходящего года была сопоставима со столичной. Помимо традиционных фестивалей, у нас впервые прошли гастроли «Театра на Таганке». Причем театр показал спектакль «Нет лет» на стихи Евгения Евтушенко не только в Иркутске, но и на его родине – в Зиме. Мы с большим успехом провели в ноябре в Черемхово, на родине драматурга Владимира Гуркина, первый фестиваль провинциальных театров «Театральная провинция» и отметили этим событием 75-летие местного драматического театра. С большим размахом мы отпраздновали юбилей Иркутской областной филармонии. Наши театры и коллективы выступили в городах Иркутской области, России и за рубежом. Конечно, не все, чего мы хотели, достигнуто, но в культуре вообще никогда нельзя останавливаться на достигнутом, даже если результаты работы очень высоки.  

– Каким будет в культуре Приангарья 2015 год?

– Следующий год пройдет под знаком Года литературы в Российской Федерации, поэтому у нас есть задумки, связанные с продвижением творчества иркутских поэтов и писателей. Мы намерены более широко познакомить читателей региона с нашими писателями. Более масштабно пройдут традиционные литературные вечера «Этим летом в Иркутске». Драмтеатром будет реализован грандиозный проект «Читаем Распутина», когда порядка 100 простых жителей области прочитают его произведение «Прощание с Матерой». Запись этого эксперимента мы выложим в интернет к 15 марта – дню рождения Валентина Григорьевича. Кроме того, следующий год пройдет под знаком юбилея Победы, его празднование начнется уже в январе, когда мы отметим день рождения нашего земляка, дважды Героя Советского Союза Афанасия Белобородова, и продолжится до конца года. В рамках знаменательной даты мы планируем, что к нам приедет ансамбль Александрова. В общем, 2015 год будет насыщен интересными и значимыми событиями.

Источник: Областная газета

Ссылка на источник: http://www.ogirk.ru/news/2014-12-17/49698.html

Все грани творчества художника Николая Житкова

Говорят, что иркутский художник Николай Житков до последних дней был предан делу своей жизни и никогда не расставался с мольбертом. Он ушел в 2009-м, на 71-м году жизни, с тех пор галерея DiaS, в распоряжении которой находится большая коллекция работ автора, уже второй раз устраивает его персональную выставку. В нынешней экспозиции, которая приурочена к пятилетию со дня смерти художника, представлено более 60 работ, раскрывающих все грани творчества Николая Житкова.

На выставке можно увидеть картины разных периодов творчества: самые ранние – 1960-х годов, пейзажи Санкт-Петербурга, серию видов церквей старой Ладоги, самаркандские натюрморты, иркутские городские пейзажи и виды любимого им Байкала, который на многие годы захватил художника.

– Примерно в 1970-х годах Николай Житков подружился с учеными-лимнологами, и в совместных рабочих круизах он открыл для себя Байкал, – вспоминает искусствовед Тамара Драница. – Он поселился в одном из самых красивых байкальских распадков – Баранчик. Решенные в светлой серебристой тональности байкальские пейзажи лаконичны по набору природных элементов: вода, скалы, пустынные или покрытые растительностью берега, лента и тоннели Кругобайкалки. Здесь мы видим все – от пленэрных миниатюр до эпически трактованных байкальских марин.

Николая Житкова недаром называли певцом Байкала, ведь, кажется, он смог уловить самую суть красивейшего озера планеты.

– Художник изображал Байкал на стыке времен года, когда он становился поистине седым и грозным, – считает искусствовед Ирина Федчина. – Например, на его картине 1997 года «Байкал. Шторм» кисть мастера показала эмоции, разрывающие озеро, которое бурлит от гнева и свирепо бросает волны в борющееся со стихией суденышко. Наверное, так же зол был батюшка Байкал, когда убежала от него непослушная дочь Ангара.

Однако пейзажной живописью творчество художника не ограничивалось. Он писал ретроспективные полотна, посвященные судьбоносным для России вехам исторических трагедий: «1905 год», «1920 год», «1937», «Христос – народу». Создавал портреты известных ученых, спортсменов, писателей.

– Пейзажи, портреты, картины деревенской жизни, исторические аллегории Николая Житкова покоряют классически ясной простотой исполнения, сдержанной монохромностью колористической палитры, граненой четкостью линейно-ритмического рисунка и добротной, почти скрупулезно-академической выписанностью форм, – считает Тамара Драница. – Строгая традиционно живописная стилистика произведений, реалистический метод анализа и образной интерпретации, не мешали Николаю Житкову оставаться современным и востребованным живописцем.

При этом Николай Житков, бесспорно, был человеком и художником старой закалки. Еще во время войны он остался сиротой – отец погиб на фронте, мать вскоре умерла, поэтому он воспитывался в детдоме. Однако тяжелое детство не сломило его дух. Может быть, поэтому любовь к жизни и оптимизм есть почти в каждом его произведении.

Выставка Николая Житкова будет работать до 16 декабря.

Источник: Областная газета

Ссылка на источник: http://www.ogirk.ru/news/2014-12-10/49384.html

Мифы и легенды «Восточного пространства»

Живопись, графика, скульптура и различные виды декоративно-прикладного искусства: войлок, керамика, гобелены, кузнечное ремесло – стали «материями», из которых в этом году было соткано «Восточное пространство». ВыставочнЫй проект уже пятый год проводится Центром культуры коренных народов Прибайкалья при поддержке министерства культуры и архивов Иркутской области. Юбилей организаторы решили отметить экспозицией в Иркутском художественном музее им. В.П. Сукачева.

– В этом году выставка получилась светлой, легкой, пронизанной позитивной энергетикой, – считает сотрудник Центра культуры коренных народов области Роза Халтуева. – В ходе реализации проекта концепция постепенно расширялась, сначала в выставке принимали участие только бурятские художники, потом присоединились авторы со всей Сибири. Ведь именно «Восточное пространство», на просторах которого они творят, объединяет нас всех.

Всего в экспозиции представлено более 80 работ 50 художников. Среди них и произведения знаменитых скульпторов Даши Намдакова, Гэсера Зодбоева и Дмитрия Будажабэ из фондов музея, которые расположены в витринах в центре выставки и как бы составляют ее ядро. Кроме того, картины известных художников Сибири для проекта представила иркутская галерея DiaS.

Символом выставки стала работа Александра Имедеева «Коралловые бусы», ведь этот материал является сакральным для бурят. Здесь также можно увидеть его работы «Дочь шамана» и «Мотылек». Была представлена эффектная картина «Левитация» иркутского художника Юрия Ермолаева. Вернее, ее копия в большем формате, поскольку оригинал был приобретен одним из московских музеев. На живописном полотне герой картины, похожий на шамана, парит над степью. Рядом можно увидеть и другую работу мастера – «Голос предков». Прогуляться в мир духов и прошлого приглашают работы керамиста Татьяны Ерошенко. Недаром ее «Кочевник» на повозке с огромными колесами «перебирается» от проекта к проекту. Компанию ее керамическим работам составляют «Петроглифы» Николая Соколова, «Сибирские олени» Светланы Уваровой и произведения Лидии Лось.

На выставке также можно увидеть ярких, как солнечное зарево, диких «Всадников» Светланы Андреевой, уроженки поселка Усть-Ордынский, которая получила профессиональное образование в Петербурге, а ныне живет в Москве. Напротив представлены произведения ее земляков из Центра художественных ремесел и промыслов. Работу из кожи и металла «Снаряжение степного коня в культуре скотоводов-кочевников» создал Эдуард Куклин. А Валентина Ажунова представила символические панно «Луна» и «Солнце» из шелка и войлока. Известная усть-ордынская художница Анжелика Алсаткина выставила великолепные монументальные работы «Хозяева огня» и «Луговые женщины» из войлока и конского волоса. А вот живописец Екатерина Асхалханова посвятила свои произведения «Четверо дружных» и «Конь удачи» буддийской тематике.

– Выставка из года в год развивает современную проблематику изучения и восприятия восточной культуры и философии в целом, наследия кочевой цивилизации и традиции народов Прибайкалья, – считает Роза Халтуева. – Мы словно в зеркале видим в этих работах свои традиции и их современную трансформацию. Кроме того, выставка позволяет художникам, которые работают в этой тематике, заявить о себе. Некоторые имена молодых талантливых авторов были открыты именно на «Восточном пространстве».

Попытка познания восточного мировоззрения представлена и в работах таких известных мастеров, как Виталий Смагин, Александр Шипицын, Карл Шулунов, Владимир Никишин, Владимир Бешнов, Наталья Сысоева, Евгений Турунов и других авторов.

Источник: Областная газета

Ссылка на источник: http://www.ogirk.ru/news/2014-12-01/48962.html

Тихое солнце в картинах Николая Тарасика

Известный в Приангарье художник Николай Тарасик – мастер с безошибочно узнаваемым стилем – не случайно любим зрителями и коллекционерами.

Ведь кажется, что его работы, часто выполненные в золотисто-песочной гамме, существуют в некоем вневременном континууме, словно написаны они для самой вечности. При этом озаренные нездешней красотой образы понятны и приятны даже неискушенному зрителю. Убедиться в этом можно на выставке «Звук моего сердца», которая открылась в новом здании арт-галереи DiaS в Иркутске на улице Седова.

Экспозиция стала подарком иркутянам к пятилетию галереи, которая на протяжении всей своей деятельности приобретает картины Николая Тарасика. Кстати, несмотря на широкую известность и постоянное участие в групповых проектах, персональной выставки в Иркутске у художника не было 17 лет. Поэтому в галерее, где представлено более 30 произведений живописи и графики, созданных с 2008 по 2014 год, можно познакомиться с удивительным творчеством автора.

На картинах Николая Тарасика, как будто на потертых временем фресках, проступают образы героев то ли ушедших эпох, то ли живущих вообще вне всяких систем координат. При помощи зыбких светотеневых пятен и четких прорисованных линий автор обнажает некий таинственный мир, который словно действительно существует за тонкой гранью реальности. Персонажи его картин в своем сходстве с иконописными образами святых настолько проникновенны, а композиции связаны сильной внутренней логикой. А при взгляде на некоторые картины возникает ощущение, что именно так выглядит рай, где нет времени и смерти, а есть только непостижимая тишина.

– Работы Николая Тарасика – это очень тонкая, нежная поэзия, переведенная на язык живописи, – считает искусствовед Тамара Драница. – Сюжеты его картин – это окружающая нас натура, которая опосредована каким-то космическим, любовным созерцанием жизни. Чтобы так видеть мир, нужно быть спокойным, любящим человеком, готовым прийти на помощь любому живому существу. Не случайно основной цвет его работ золотой – цвет добра, который отражает натуру художника, сумевшего остаться самим собой в жизни и искусстве, несмотря на все перипетии. Наверное, именно таким тихим солнцем пылает поэтическая душа художника.

Кстати, жизненный путь автора тоже заурядным не назовешь. Николай Тарасик родился в 1956 году в селе Вязынка Минской области. После окончания отделения монументально-декоративной росписи Минского государственного художественного института в 1982 году он приехал в Усть-Илимск, где прожил почти 30 лет. Будучи доцентом кафедры изобразительного искусства и черчения художественно-графического факультета Усть-Илимского филиала ИГПУ, он воспитал множество талантливых учеников. Несколько лет назад серьезные проблемы со здоровьем заставили его переехать в Москву, где он сейчас живет и работает.

– С Николаем Тарасиком нас связывают долгие годы дружбы, а в нашем храме есть витраж, который он создал, – рассказал на открытии выставки протоиерей Александр Белый-Кругляков, настоятель усть-илимского храма Всех Святых, в земле Российской просиявших. – Глядя на его работы, я всегда вспоминаю, что в богослужебных текстах космос иногда сравнивается с картиной. Поэтому можно сказать, что каждый художник – своего рода творец, и в Николае это особенно видно, потому что он создал свое мироздание.

Выставка Николая Трасика будет работать до 28 ноября.

Источник: Областная газета

Ссылка на источник: http://www.ogirk.ru/news/2014-11-14/48289.html

Философский примитивизм Андрея Поздеева

Первая персональная выставка одного из крупнейших российских художников второй половины ХХ века, которого часто называют сибирским Пикассо, под названием «Известный и неизвестный Поздеев» прошла в Иркутске в новом здании арт-галереи DiaS в 130-м квартале. По словам директора красноярского фонда Андрея Поздеева Валерии Гурьяновой, экспозиция стала знаковой в деле популяризации наследия мастера, ведь он всегда мечтал выставиться в Иркутске, но не смог сделать этого при жизни.

– Художник очень хотел представить свое творчество именно в вашем городе, – отметила Валерия Гурьянова. – И сейчас мы словно исполнили его завещание. Сам Андрей Поздеев был очень простым и открытым человеком и всю жизнь честно служил искусству.

Если внимательнее приглядеться к живописным и графическим образам мастера, то за кажущейся простотой вдруг проступает удивительная точность обобщения и способность увидеть и выразить истинную сущность вещей и явлений. Ярким примером такой типизации может служить работа «Музыканты. Реквием», где скрипач, виолончелист и флейтист изображены обнаженными, с инопланетными лицами, словно вылепленными из грязно-розового пластилина телами. Возможно, картина является символом самой сути подлинного творческого процесса, который заставляет художника, в широком смысле этого слова, в процессе творчества полностью душевно обнажаться перед зрителем, быть беззащитным и уязвимым. Именно Андрею Поздееву были понятны мотивы и последствия такой предельной честности, ведь из-за неумения кривить душой в творчестве, он почти всю свою жизнь прожил в нужде. «Я хочу быть бедным, потому что я хочу быть свободным!», – утверждал он и платил за свободу тем, что иногда даже не имел денег на холст и краски.

– Сегодня современным искусством никого не удивишь, а в 1950-е годы, особенно в нашей стране, работы Андрея Поздеева были настоящим взрывом, – отметила директор арт-галереи DiaS Диана Салацкая. – При этом он – один из немногих художников Сибири, который был принят творческим сообществом практически сразу. Однако власти не признавали его искусства, но это не помешало ему оставаться верным самому себе до конца дней.

Всего в экспозиции представлено более 60 живописных и графических работ, созданных в 1960–1990-е годы. Среди них несколько серий: «Цветы», «Портреты», «Абстракции», «Корабли», «Пейзажи». Большинство работ на выставке выполнены в духе примитивизма. И людям не сведущим в изобразительном искусстве они могут показаться слишком простыми. В этом случае зрителям стоит вспомнить слова великого Пабло Пикассо, который признавался, что он всю жизнь учился рисовать, как ребенок, а также взглянуть на более ранние живописные и графические работы Андрея Поздеева. Тогда даже самые ярые скептики увидят его мастерство рисовальщика и то, что, продолжив идти по пути реализма, он и в этом направлении мог бы достичь высот. Но Андрей Поздеев не хотел идти проторенным путем и к концу жизни стал настоящим классиком современного авангардного искусства.

– Когда в Красноярск приезжают туристы, они вспоминают две фамилии, знаковые для нашего города – Суриков и Поздеев, – отметила Валерия Гурьянова. – Кстати, Андрей Поздеев в классификаторе всех художников страны занимает позицию 2А. Поясню, что к первой категории причисляют самых известных художников страны, со дня смерти которых прошло 100 лет, а во вторую категорию входят лучшие художники современности. Литера А обозначает самый верхний уровень в этом разделе, то есть наивысшую категорию.

Поэтому первую персональную выставку Андрея Поздеева можно по праву считать значительным событием для иркутской культуры, даже несмотря на то, что на ней была представлена только десятая часть работ мастера.

Всего в фонде Андрея Поздеева – 500 живописных и 200 графических произведений. Они регулярно экспонируются в России и за рубежом.

– Андрей Поздеев – удивительный художник, который особым образом работал с цветом и формой, не изменяя себе, и в этом его непреходящая ценность, – отметил министр культуры и архивов Иркутской области Виталий Барышников. – Особенно приятно, что он был сибиряком, и его картины мы увидели в новой галерее современного искусства, которая и впредь будет работать на благо культуры нашего региона.

Источник: Областная газета

Ссылка на источник: http://www.ogirk.ru/news/2014-11-07/48078.html

В Иркутске открывается музей современного искусства

Впервые в истории города Иркутска появится Музей современного искусства. В конце октября его откроет Арт-галерея «DiaS» на базе нового помещения, которое находится в 130-м квартале по адресу: ул. Седова, 40.

Музей расположится в цокольном этаже здания. Его экспозицию составят работы выдающихся иркутских живописцев, а также других мастеров Сибири, чей творческий путь пришелся на вторую половину прошлого века и начало нынешнего.

Также музейный фонд составят произведения искусства, получившие статус неотчуждаемых, поэтому в отличие от работ, выставленных в галерее, приобрести их посетители не смогут. Зато все желающие смогут воспользоваться экскурсоводческой услугой и узнать не только об авторах и их творениях, представленных в экспозициях, но и об основных этапах развития современного искусства Сибири. Отметим, что вход в музей будет платным. По мнению руководства, заплатив за посещение вполне символическую сумму в размере 100 рублей, иркутяне тем самым смогут оказать посильную финансовую поддержку в развитии музея.

Также в новом здании продолжит свою деятельность галерея. Новая площадка станет основной для всех выставочных проектов, которые часто проводит Арт-галерея «DiaS» совместно с художниками, их представителями и коллекционерами. В частности, 24 октября в стенах нового помещения откроется выставка работ одного из величайших живописцев Сибири второй половины 20 века Андрея Поздеева. Красноярский художник известен далеко за пределами Сибири и сегодня его работы находятся во многих крупнейших музеях мира, в том числе в Третьяковской галерее, Русском музее и Музее современного искусства в Москве. Картины для выставки «Известный и неизвестный Поздеев» предоставит Общественный фонд Поздеева, находящийся в Красноярске.

Источник: Областная газета

Ссылка на источник: http://www.ogirk.ru/news/2014-10-14/47158.html

В Иркутской области дан старт партийному проекту «Мамы рекомендуют»

 

В состав рабочей группы вошли депутаты областного парламента Наталья Деньгина и Татьяна Семейкина, управляющий отделением Пенсионного Фонда России по Иркутской области Надежда Козлова, руководитель пресс-службы УВД по г. Иркутску Инга Шайдурова, ведущий редактор редакции программного вещания, автор программы «Законодатель» Телекомпании «АИСТ» Наталья Волина, руководитель арт-галерии «DiaS» Диана Салацкая, а также модератор интернет-портала 38mama.ru Мария Цибина.

На заседании члены рабочей группы обсудили основные направления реализации проекта «Мамы рекомендуют» в Иркутской области. Открывая мероприятие, Наталья Дикусарова отметила, что этот новый партийный проект долгосрочный, он рассчитан на решение таких важных задач, как привлечение как можно большего количества мам и пап по всей области для обеспечения объективного и эффективного общественного контроля за качеством детской продукции и услуг, предоставляемых детям, а также обеспечения гармоничного развития детей, создания комфортной для этого среды. Наталья Дикусарова подчеркнула, что для проекта очень важна обратная связь с мамами, папами и детьми. Планируется, что знак «Мамы рекомендуют» уже в ближайшем будущем станет гражданским знаком качества.

Источник: Областная газета

Ссылка на источник: http://www.ogirk.ru/blog/official/assembly/2011-03-16/2249.html

Loading...